Author Archives: Valeriy

2. Необычный вариант расгеадо


В этот раз хотелось бы разобрать следующий вариант расгеадо, который можно было бы отнести и к варианту необычного арпеджио, или же — к смешанному виду аккомпанемента.

Давай посмотрим на ноты и табулатура приёма аккомпанемента:

Расгеадо с арпеджио

А теперь о том, как исполнять этот прием фламенко подробней.

Первый звук (на третьей струне) каждой группы шестнадцатых, представляющих, в общем-то, фактуру приёма, нужно играть большим пальцем правой руки (без опоры на соседнюю). После этого указательный палец производит удар по первым трём струнам снизу вверх (исходное его положение — первая струна). Обязательно перед ударом по струнам поставить указательный палец на первую струну и при ударе — выпрямить его, чтобы удар получился более четкий.

А дальше — приёмом тирандо средний и безымянный палец извлекают последовательные звуки из второй и первой струн соответственно. Второй звук в каждой группе такта меняется на следующий по звукоряду (например, в первом такте в первой ритмической группе был звук «ля«, а во второй — звук «си» и так далее).

Упражняйся, начиная с медленного темпа, и старайся попадать по струнам в части арпеджио (пальцы «m» и «a«). А отработав приём, увеличивай темп, приближаясь к тому, который слышишь в миди файле.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Урок 6. Упражнение фламенко №1


На этом уроке изучим красивое упражнение, в котором хорошо слышны фламенковские мотивы. Построено оно, в основном, на сложном арпеджио (арпеадо) с элементами пикадо и легато.

Итак, упражнение фламенко №1, ноты и табулатура:

Упражнение №1 для гитары фламенко

Это упражнение вполне подойдет в качестве ежедневной разминки для всех пальцев обеих рук. Оно начинается арпеджио на аккордах D, A, G и F-диез (первые 4 такта). Далее (еще 4 такта) играется пикадо, а заключительные такты — почти то же самое с самого начала, но с небольшим изменением этой гармонии, где присутствует уже аккорд Bm (си минор) вместо Ре мажора (D).
Всё прекрасно играется, если у вас нет проблем со взятием баррэ (присутствует в нескольких местах, в том числе, в первых двух тактах упражнения).
Над приёмом легато поработайте отдельно. Также в последнем такте можно наблюдать растяжку пальцев в аппликатуре левой руки использовании легато первых двух звуков такта (фа — ля-диез).
Возьмите себе за правило: все трудные места отработать отдельно, а уж потом соединять всё вместе. Так будет более эффективно разучивание любой пьесы, и времени на это потребуется значительно меньше.
Послушайте внимательно запись этого упражнения в файле живой звук и только тогда начинайте работу с упражнением.
Удачи!



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

3. Маленький испанец


Хорошая пьеса на испанскую тему В.Калинина как раз подойдет для этой рубрики. Но сначала посмотрите видеоролик, в котором целый ансамбль учащихся вместе с педагогами исполняют эту незатейливую мелодию, имеющую, тем не менее, целый набор различной гитарной техники (арпеджио разных видов, пульгар, апояндо).


А теперь — ноты и табулатура пьесы Маленький испанец:

Пьеса фламенко для гитары

Обратите внимание на знаки акцентов. В основном акценты попадают на басовые ноты, их нужно выделить, так как именно здесь мелодическая линия, характеризующая стиль фламенко. Часть пьесы, озаглавленная словом «пульгар» (большой палец), нужно играть только этим пальцем (до места, где начинается арпеджио (такт №29). Пульгар играется апояндо (с опорой пальца на соседнюю струну после звукоизвлечения).

Мелодию (верхний голос) второй части пьесы также нужно играть апояндо. Бас при этом, конечно, будет играть приемом тирандо (без опоры).

Последний такт пьесы играется приемом расгеадо, то есть нужно сыграть серию щелчков по трем-четырем струнам сверху вниз, начиная с безымянного пальца (a-m-i). И сделать это нужно четко, быстро, давая затем подольше позвучать аккорду (не спешить снимать пальцы левой руки с прижатых струн).

Можно еще послушать миди пьесы.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Урок 5. Упражнение на прием апояндо


Механизм приема апояндоОсновной техникой извлечения звуков пальцами правой руки на гитаре фламенко считается прием апояндо, характеризующийся тем, что после звукоизвлечения пальцы следуют к соседней струне и опираются на нее. Большой палец опирается на соседнюю, более тонкую струну, так как направление его удара чаще вниз, в то время, как остальные пальцы щиплют струны в направлении снизу вверх и поэтому опираются на соседнюю, более толстую струну (см. рисунок).

Исключения для этого положения следующие:

  1. Арпеджио (кроме нисходящего).
  2. Расгеадо.
  3. Звук, извлекающийся большим пальцем на струне, соседней со следующим звуком (например, бас — четвертая струна, а следующий звук, который извлекается пальцами i, или m, или a, — на третьей струне). В этом случае бас извлекать с опорой нельзя, так как через мгновение на этой опоре должен играть другой палец.

Для тренировки приема предлагаем выучить следующее упражнение:

Упражнение на прием звукоизвлечения на гитаре апояндо

Рекомендуется упражнение играть сначала в медленном темпе, и все звуки (бас тоже) исполнять только приемом апояндо. На следующих изображениях можно понять, как извлекается и где останавливается большой палец после извлечения басового звука.

Исходный момент

Положение пальца перед извлечением басового звука

Конечный момент апояндо большим пальцем

Положение большого пальца после извлечения звука приемом апояндо

 

 

 

 

 

 

Следует предупредить, что вышеприведенные фотографии не имеют отношения к положению кисти правой руки при игре нашего упражнения, а лишь иллюстрируют общее представление о приеме апояндо большим пальцем. Такое положение кисти больше подходит при приеме пульгар, о котором мы говорили ранее на уроке №2.

Тактовый размер приведенного упражнения — 3/4. Счет нужно вести на одну долю, как «раз-два-три», подразумевая на каждый счет восьмую ноту. Следовательно, в одном такте счет «раз-два-три» нужно будет произнести три раза (три четвертные доли). По другому такой тактовый размер можно обозначить, как 9/8 (и это будет более правильно). Или оставить, как есть, но в этом случае все группы из трех восьмых нот нужно считать триолями (по правилам нотной записи).

До встречи на следующем уроке!

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Урок 4. Играем расгеадо щелчком


Дальше следует упражнение, в котором практику урока 3 применяем на деле, то есть играем расгеадо указательным пальцем щелчком все удары, направленные вниз по струнам. Посмотрим ноты и определимся с этим:

Простое расгеадо

Тактовый размер упражнения 3/4, жанр — солеарис, акценты при этом нужно расставлять следующим образом (с расчетом на все упражнение, состоящим из 4 тактов, в котором в сумме 12 четвертных долей): выделяются доли 3, 6, 8, 10, 12, над которыми в нотном тексте стоит знак акцента. То же самое, если посмотреть по тактам:

3/4: 1-2-3 || 4-5-6 || 7-8-9 || 10-11-12 ||

Красным шрифтом обозначены доли, на которые падает акцент.

Счет упражнения, где присутствуют восьмые длительности, нужно считать с «и» («раз-и«, например), разбивая тем самым каждый четвертной счет на две восьмые длительности.

Все удары вниз щелчком приходятся на каждый счет «раз -и, два-и, три-и» (то есть на то, что написано красным шрифтом), а возвратные удары (снизу вверх), где нужно, — на «и«. Обратите внимание, что не везде нужен возвратный удар (такт №3, вторая доля и такт №4, третья доля — четвертные длительности аккордов).

Возвратное движение указательного пальца, независимо от того, с ударом по струнам, или нет, завершается в исходной точке (большой палец, откуда происходил щелчок). Это настолько же важно, как то, когда, к примеру, чтобы начать движение на машине, нужно включить скорость:

Палец после удара возвращается в исходное положение

Возвратное движение указательного пальца

Послушайте миди упражнения и начинайте его разбирать медленным темпом, доводя с укреплением уверенности перестановки аккордов и правильных акцентов до нужной скорости.

Рекомендуем обратный удар по струнам делать не слишком явным, и будет нормально, если попадете при этом по двум-трем струнам (этого достаточно).

До следующего урока, на котором поиграем приемом апояндо.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Урок 3. Играем простое расгеадо


Продолжаем играть простое расгеадо, в продолжение предыдущего урока 1 на эту тему.

Постараюсь не очень много слов писать, только — необходимые.

Во-первых, в следующем упражнении №3 играем удары указательного пальца переменными ударами: сверху вниз — снизу вверх, но только не четвертными долями, как в упражнении №2, а уже побыстрей — восьмыми. Поэтому просчитывать свою игру нужно будет со счетом «и» (раз-и, два-и, три-и).

Исходное положение правой руки и удар указательного пальца вниз — точно такие же, что и на уроке 1:

Удар указательного пальца вниз по струнам

Удар пальца вниз на счет «раз»

На этом моменте хотелось бы (уже пора!) внести еще одно важное уточнение: удар указательного пальца нужно производить резко, жестко и как можно точней и одинаково каждый раз в том или ином упражнении или пьесе. А добиться этого можно только следующим методом: определить исходное положение указательного пальца перед «щелчком» — в районе внутренней стороны (мякоти) среднего сустава большого пальца:

Исходный момент расгеадо

Исходное положение удара-щелчка указательным пальцем вниз по струнам при расгеадо

Нужно потренироваться отдельно с ударом-щелчком, проигрывая хотя бы упражнение №1 из урока 1, а потом продолжать этот урок. Договорились? Для следующего удара указательный палец возвращается в исходное положение, к большому пальцу.

Поэтому ставим здесь паузу. Тренируйтесь, добиваясь:

  • четкости ударов — раз;
  • одинаковой силы ударов — два;
  • стараться получать одинаковое звучание одних и тех же аккордов (для этого во всем упражнении цельтесь только по четырем струнам, начиная с четвертой, невзирая на текст упражнения) — три.

Что делать дальше, узнаете на следующем уроке!

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Урок 2. Техника пульгар


Несколько слов, поясняющих, что такое техника  пульгар. Это — в общем-то, вся техника, что играется большим пальцем левой руки гитариста фламенко. Слово «pulgar» переводится, как «большой палец» и этим все объясняется. А большой палец может играть и арпеджио, и арпеджиато, и пассажи, и аккорды. Вот все такое, но исполняемое большим пальцем, как раз можно называть техникой пульгар.

Но имеется одна разновидность этой техники, которую чаще называют «альсапуа» (распространенная только в гитаре фламенко), но мы коснемся ее чуть позже. А пока — только о такой игре большого пальца, которую можно встретить в любом другом стиле гитарной техники. Единственное, что можно отметить: в отличие от других стилей, игра большого пальца во фламенко имеет более широкое значение и применение. В этом мы вскоре сможем убедиться.

Именно поэтому с самого начала давайте будем уделять большому пальцу самое пристальное внимание, не упуская ни одного важного момента или рекомендации при разучивании примеров и упражнений на технику его игры. Недаром с самых первых уроков мы стали этим заниматься.

Вот такое положение правой кисти при игре большим пальцем примера №1 текущего урока. Большой палец — на шестой струне, указательный — на первой.

Правая рка на струнах гитары

Именно так должна распологаться правая кисть и пальцы (большой и указательный) перед началом игры упражнения №1 на пульгар

Ноты упражнения №1 этого урока.

Ноты упражнения №1

Большой палец извлекает звуки на всех струнах, кроме первой. На первой струне приемом тирандо (без опоры на соседнюю струну) играет указательный палец. Большой палец играет приемом апояндо (с опорой на соседнюю струну), и только при извлечении звука из второй струны он движется не к первой струне (так как после этого сразу указательный палец играет на ней), а к указательному пальца, на средней фаланге которого он и останавливается.

Такое правильное положение кисти, а также движение пальцев при игре требуют время и терпения для отработки. Поэтому на первый раз ограничимся только одним упражнением, но оно должно быть отшлифовано сначала в медленном темпе, а потом — доведено до такой скорости, на которую вы будете способны без ущерба звуку, положению руки и значительной длительности беспрерывной игры (пять-шесть раз подряд повторяя упражнение без остановки).

На следующем уроке продолжаем технику простого расгеадо.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Урок 1. Простое расгеадо: упражнения


На этом уроке учимся играть упражнения на простое расгеадо. Такое расгеадо нам всем известно и по дворовым посиделкам с гитарой. Всего-то и нужно, что ударять указательным пальцем по струнам!

Но есть в технике игры на гитаре фламенко даже здесь свои секреты.

Перед игрой нужно поставить большой палец правой на шестую струну. Этим мы создадим опору для всей кисти и играть будет удобней. А удары указательным пальцем будут точнее и жестче.

Вот так размещается большой палец на шестой струне:

Положение большого пальца перед игрой

Вот в этом месте ставится большой палец перед игрой

А на следующем изображении — рука после удара вниз по струнам:

Удар указательного пальца по струнам

После щелчка указательным пальцем по струнам

А теперь — ноты и табулатура простого расгеадо №1:

Учись играть расгеадо

Можно послушать МИДИ РАСГЕАДО №1.

Изучив предыдущее расгеадо, разучить и отработать простое расгеадо №2, ноты которого расположены ниже.

Для этого упражнения большой палец правой руки нужно расположить на верхней деке гитары (прямо над шестой струной). Дело в том, что придется извлекать струны уже на всех струнах в двух из трех аккордов, поэтому для опоры кисть смещается чуть вверх и большой палец опирается на деку.

Положение большого пальца при игре на всех струнах аккорда

таким образом опирается большой палец при игре на басовых струнах или расгеадо на всех струнах

А теперь — ноты упражнения №2:

Простое расгеадо №2

Еще одно указание в нотном тексте следует все-таки рассмотреть подробней. В конце упражнения последний аккорд нужно после удара указательного пальца по струнам вниз сразу же заглушить (написано «Глушение струн ладонью»). Это делается так: после удара по струнам открытая ладонь быстро накладывается поверх всех струн (в той же зоне, где стоит кисть). Тем самым звучание резко прекращается.

Лучше всего это отработать отдельно, считая «раз-и» (на счет «раз» — удар по струнам, на счет «и» — глушение). Иначе будет сложно отработать четкое взаимодействие связки «удар — глушение».

И обратите внимание, что в этом расгеадо удары производятся переменно: один удар вниз по струнам, другой — снизу вверх.

До следующего урока!

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Вступление к урокам. Учиться играть на гитаре фламенко


Все-таки решение пришло в пользу посетителей об уроках на этом сайте. Многие не знают, с чего начать учиться играть на гитаре фламенко. И наша ссылка на родственный сайт guitarbloknot.ru, на котором можно заняться этим с нуля, как видно, не всем попадается.

Что же, мы решили открыть своеобразные уроки здесь, в новой рубрике Уроки фламенко. Чем же эти уроки своеобразные? А тем, что именно по этим урокам админ сайта сам занимался, каждый урок им был записан в тетради (он очень прилежным учеником был). И вот решил теперь воспользоваться этаким дневником-планом своих занятий, который вел в течение аж 2-х лет, побывав за это время у троих преподавателей. У одного научился основам, у другого — импровизации, а с третьим вообще уроки проходили на самом серьезном уровне, где было многое осознанно.

Школа гитары фламенко

Но только тем, кто уже потирает руки, не умея вообще играть на гитаре, не зная нотной грамоты и как струны называются, легче от этого не станет. Дело в том, что админ уже до этого закончил музыкальное заведение по классической гитаре, а потому его уроки, хотя и начинаются с основ гитары фламенко, несут чисто практическую информацию. То есть — ноты упражнений и пьес каждого урока, начиная с первого, лишь иногда админ вставляет некоторые указания.

Другими словами — практическая школа игры на гитаре фламенко без теории (или хрестоматия, если хотите). А учиться досконально, с теорией нот и звука, приемов игры с их описанием и так далее — за этим добро пожаловать на вышеназванный сайт.

В данных уроках присутствует множество примеров, упражнений и пьес с различных музыкально-литературных источников мира, а также оригинальные, созданные преподавателями или обработанные ими.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

1. Сложное расгеадо на гитаре


Прием расгеадо на гитаре фламенко не ограничивается только вариантами ударами одного пальца по струнам вниз-вверх, называемыми приемами простого расгеадо. Уникальность гитары фламенко в том, что исполнители в этом стиле изобрели многочисленные способы игры аккордов с применением всех пальцев правой руки, от большого пальца до мизинца. Как известно, в традиционной классической гитаре мизинец не играет вообще, а вот в гитаре фламенко он является вполне нужным в сообществе пальцев.

Давайте рассмотрим несколько примеров тому.

Пример 1.

Пример 1 сложного расгеадо

Пример 2.

Сложное расгеадо, пример 2

Пример 3.

Пример 3 сложного расгеадо гитары фламенко

В примерах буквой [е] обозначается мизинец. Но мизинец в разных школах и нотных текстах может обозначаться и другими буквам (например, [x], [s]). Но думать о том, как разобраться, не стоит. Все остальные пальцы всегда соответствуют мировым стандартам обозначения пальцев правой руки в гитарной технике (P, i,m,a), поэтому, если видите незнакомую букву в аппликатуре, то — это мизинец на 100%.

Каждый вариант сложного расгеадо чаще всего сочетается в одном произведении с другими видами сложного или простого расгеадо, и это видно в приведенных примерах. Но бывают партии, где довольно долгое время используется какой-то один вариант расгеадо и поэтому отработке каждого его вида (или варианта) нужно уделить много времени.

В дальнейших статьях этой рубрики мы будем заниматься подробным изучением большинства имеющихся приемов данной техники и тренироваться на конкретных примерах из лучших образцов музыки фламенко. Думаем, что вместе мы осилим такой непростой и уникальный технический прием игры на гитаре этого стиля, как сложное расгеадо.

Не пытайтесь сейчас играть приведенные примеры — они пока вам недоступны. А когда подучимся немного, тогда вернетесь и попробуете свою технику здесь.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Техника пикадо на гитаре фламенко


Исполнение гамообразных пассажей пальцами правой руки на гитаре фламенко носит название пикадо. Техника пикадо представляет собой попеременное звукоизвлечение двумя пальцами (реже — тремя) и схожа с традиционной техникой апояндо, применяемой в классической гитаре. Обычно этими двумя играющими пальцами здесь являются указательный и средний палец (i-m).

Например, такой нотный отрывок.

Нотный текст фламенко

Пример приема пикадо на гитаре фламенко

Имеются гитаристы, которые приведенный отрывок пассажа сыграли бы пальцами i-a. Такая аппликатура также нередко встречается среди исполнителей стиля фламенко.

Для того, чтобы сыграть пикадо на высоких струнах (с первой по третью), используется базовая постановка правой руки, как при исполнении приема апояндо или тирандо. Большой палец при этом опирается на шестую струну для устойчивости кисти.

При переходе пальцев на четвертую и пятую струны кисть руки чуть смещается вверх, чтобы сохранить правильное положение правой руки и пальцев, а большой палец опирается уже на деку над шестой струной. Если позже опять нужно будет играть на высоких струнах, то большой палец возвращается для опоры кисти на шестую струну.

Весь пассаж играется только приемом апояндо, то есть звукоизвлечение — с опорой на соседнюю струну. Нужно следить за тем, чтобы играющие пальцы не напрягались, оставались расслабленными (несколько напрягаясь только при непосредственном извлечении звука).

Звукоизвлечение должно быть всегда переменным (i-m-i-m…), независимо от того, на какой струне играет следующий палец. Два раза подряд одним пальцем играет только несмышленный новичок, только вчера взявший в руки гитару.

В дальнейших упражнениях мы будем совершенствовать свое умение играть пассажи, приближаясь каждый раз к их сверхскоростному (по отношению к предыдущему упражнению) исполнению.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

5. Обратное смешанное триольное арпеджио

Обратное триольное арпеджио

В статье №2 данной рубрики мы изучали два триольных арпеджио, которые я назвал бы «прямым смешанным арпеджио», начинающиеся с восходящего движения звуков. Здесь же мы рассмотрим (и изучим, надеюсь) противоположный ход звуков в таком арпеджио. Лично я называю такое арпеджио «обратное смешанное арпеджио«.

Ноты и табулатура арпеджио

Обратное триольное смешанное арпеджио для гитары фламенко

Рекомендации по разучиванию арпеджио

Правая рука

Рекомендуется там, где возможно, применять в верхнем голосе и в басе прием звукоизвлечения апояндо. То есть, апояндо нужно применять в той части арпеджио, где оно является нисходящим или ведет мелодическую линию.

Разберем для примера такт №1

Бас на первую долю исполняется с опорой на соседнюю струну (в данном случае — на струну №4). Далее в первой доле арпеджио играется приемом апояндо вплоть до первой ноты второй доли (ля, третья струна).

Оставшиеся 2 ноты второй доли (восходящее арпеджио) играем приемом тирандо (без опоры на соседнюю струну, чтобы не прекращать звучание предыдущих звуков).

Далее все три мелодические ноты третьей доли такта в верхнем голосе играем апояндо. Первые ноты третьей доли (и бас, и верхний голос) начинающие гитаристы исполняют приемом тирандо. Гитаристы с опытом, если будет желание поиграть это арпеджио, скорей всего, сыграют так: верхний голос — с опорой (чтобы он выделился), а бас — без опоры.

Оставшиеся 2 ноты четвертой доли однозначно извлекаются апояндо (нисходящее арпеджио).

Такому порядку в правой руке необходимо, по возможности, следовать и дальше.

Левая рука

В левой руке все просто. Все ходы пальцев уже нам известны в данном гармоническом построении упражнения. Единственное замечание: в такте №5 аккорды Соль мажор (третья четвертная доля) и аккорд Фа мажор (четвертая доля такта) берутся с помощью приема баррэ. Соль мажор на III ладу, а Фа мажор — на I.

В заключение (перед разучиванием) послушайте МИДИ АРПЕДЖИО.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Семейства токе фламенко и их основное различие


Основной общей чертой, характеризующей то или иное семейство токе фламенко, является определенная метроритмическая особенность, по которой можно различить жанры фламенко.

Например, возьмем такое распространенное и многообразное по формам семейство «Солеарес«. В него входят такие формы, как солеарес, канья, кантиньянс, поло, караколес, алегриас и некоторые другие. Всех их объединяет структура компаса, состоящая из 12 долей с определенными акцентируемыми долями:

Компас семейства солеарес

То есть, у солеареса и всех его форм в компасе акцентируются 3, 6, 8, 10 и 12 доли.

Имеются, конечно, варианты со сложными тактовыми размерами, но основной фундамент для компаса форм солеареса — тот, пример которого приведен выше.

Теперь для сравнения рассмотрим ритмоформулу такого семейства, как «Фандангос«, включающего в себя следующие формы токе фламенко: различные виды фанданго, малагенья, таранта, минера, ронденья, вердиалес и другие.

Ниже приведен 12-дольный компас этого семейства со своими характерными особенностями акцентов:

Формула компаса фандангос

 

Как видим, в компасе фандангос совершенно другая формула акцентируемых долей: 2, 4, 6, 8, 10 и 12. Другими словами, все четные доли 12-дольного компаса форм токе этого семейства выделяются. При этом такт — трехдольный, как и в солеарес.

Имеются свои особенности в метроритме и у других семейств токе фламенко, таких, например, как сигирийяс и тангос, но подробно мы будем их разбирать в рубрике «Жанры фламенко» нашего сайта.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

7. В игре большой палец с проходящими звуками на первой струне.

Упражнение с большим пальцем правой руки.

На очереди упражнение №6, в котором в игре большой палец правой руки, извлекающий мелодическую басовую линию в последовательном движении от шестой ко второй струне. В качестве фона служат проходящие звуки на первой струне, извлекаемые пальцами m-i.

Ноты и табулатура упражнения.

В игре большой палец правой руки

Комментарии к исполнению упражнения.

Все упражнение играется без участия пальцев левой руки (на открытых струнах).

Большой палец играет свою часть звуков (басовую линию) с опорой на соседнюю струну. Только однажды — на первой доле такта №6 он играет ноту Си на второй струне без опоры на первую струну (на ней играют средний и указательный пальцы). Однако, кисть правой руки не должна остаться без фиксации. Для этого, после извлечения звука Си, большой палец поднимается и ставится на шестую струну (это движение отмечено в нотном тексте желтой стрелкой). Само собой, на шестой струне далее нужно извлечь звук апояндо.

Средний и указательный пальцы играют на первой струне приемом апояндо.

Постарайтесь разделить по звучанию бас и проходящие звуки на первой струне: выделяйте звуки баса.

Послушайте МИДИ упражнения. Рекомендую темп увеличивать до максимально возможного для вашего уровня.

Еще два обязательных к выполнению варианта исполнения упражнения: 1) P-a-m; 2) P-a-i.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Фантазия на тему фламенко В. Егорова.

Фантазия для гитары на тему фламенко.

Следующую мини-пьеску для гитары фламенко под названием «Фантазия» можете играть в каком удобно темпе — от медленного, если уровень мастерства не слишком высокий, до быстрого, если не первый год играете на гитаре (конечно, можно и два десятка лет играть на уровне первоклассника, но, надеюсь, это не про вас).

Ноты и табулатура пьески.

Мини-пьеска для гитары фламенко

Приемы игры.

В пьесе используется целый ряд приемов игры на гитаре фламенко:

  • Арпеадо (арпеджио) — в первых четырех и заключительных тактах пьесы. Бас играется большим пальцем (без опоры на соседнюю струну). Арпеджио нужно играть приемом тирандо.
  • Пульгар (игра только большим пальцем правой руки) — в тех же тактах, что и арпеджио, как мелодическая линия между арпеджированными аккордами. Играется только апояндо (с опорой большого пальца после звукоизвлечения на соседние, более тонкие струны). В этом случае большой палец изменяет угол атаки струн на более тупой, чем при игре арпеджио (почти прямой по отношению к линии струн). Если при этом линию звукоизвлечения большого пальца мысленно продолжить, то она должна пройти к среднему пальцу (при игре арпеджио такая линия стремится к указательному).
  • Легато (лигадо) — представлено в этой пьесе очень часто, как восходящее, так и нисходящее и, даже, смешанное (такт №3, например, и другие).
  • Расгеадо — самое разное (и простое, и сложное расгеадо) в окончательных тактах отдельных фраз.
  • Пикадо — почти шесть тактов безостановочного пикадо. Играйте двумя пальцами переменно (i-m).
  • Глушение — такты 4 и 16 (в нотном тексте обозначены аккордами, у которых вместо нот крестики). В данном случае глушение нужно производить быстрым наложением открытой ладони на все струны (или ребра ладони), прекращая таким образом их звучание.

Перед разучиванием пьесы послушайте ее МИДИ.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

4. Этюд солеа.

Не забывайте об акцентах.

Играя представленный ниже этюд солеа для гитары фламенко, не забывайте об акцентах этого жанра: выделяйте 3, 6, 8, 10 и 12 доли двенадцатидольного компаса солеариса.

В нотном тексте специальным знаком указаны все акцентируемые доли, поэтому будьте внимательны.

Ноты и табулатура солеа.

Этюд для гитары фламенко

 

Приемы исполнения этюда.

В упражнении используются разнообразные технические приемы игры на гитаре, как общие для различных видов этого инструмента, так и характерные для гитары фламенко. Рассмотрим их.

Расгеадо.

Чисто фламенковский прием игры. Здесь применяются и простое расгеадо указательным пальцем, и сложное расгеадо (играется пальцами a-m-i). Следите за четкостью и ровностью исполнения последнего приема. Стремиться нужно к тому, чтобы при сложном расгеадо аккорды, исполняемые последовательно разными пальцами, имели одинаковое звучание.

Арпеджио (арпеадо).

Встречается только в первых двух тактах на первых двух их долях. Бас большим пальцем и два следующих звука (i-m) извлекайте без опоры на соседнюю струну (тирандо), а четвертую ноту арпеджио (палец a) — с опорой (апояндо).

Легато.

Ваша задача при исполнении нисходящего легато — чтобы оба звука были прижаты одновременно перед извлечением первого из них. Если второй звук — открытая струна, тогда проще. Однако, не стоит спешить снимать палец с первого звука раньше времени (звуки должны быть равными по длительности).

Пикадо.

Этот прием встречается периодически в нескольких тактах и представляет собой одноголосные последовательности нот между расгеадо. Исполняется апояндо. В данном случае эти последовательности лишь с большой натяжкой можно назвать пикадо, правильней назвать просто апояндо.

Послушайте МИДИ этюда и приступайте к его разучиванию.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Милонга для гитары фламенко.

Милонга Э. Медины и его «Школа…».

Первой пьесой для данного раздела будет «Милонга«, автором которой является гитарист и педагог Эмилио Медина, известный своим трудом — «Metodo de guitarra flamenca», выпущенным еще в 1958 году. Не будем рассматривать плюсы и минусы этого большого труда, но эта «Школа…», несомненно, заслуживает внимания и изучения. Все упражнения и пьесы в ней являются авторскими, и уже это имеет большую оценку Медине, как педагогу и композитору.

Ноты пьесы.

Пьеса для гитары фламенко

Обозначения в нотном тексте.

  • Знак (>) над нотами обозначает акцент. В этом месте нужно играть с динамическим выделением звука (наиболее громким).
  • Красная звездочка (такты № 13 и №28) — это глушение звуков наложением на все струны или открытой ладони правой руки, или ее ребра; в последнем случае будет более четкий звук ударных, похожим на гольпе).
  • В такте №20 на второй доле применяется прием арпеджиато. Его можно выполнить как большим пальцем правой руки, просто проведя по струнам сверху вниз (от четвертой струны), так и быстрым арпеджио пальцами P-i-m-a, что в данном случае предпочтительней.

Особо о расгеадо.

Расгеадо в такте №22 и других далее по тексту исполняйте четкими ударами указанных пальцев по струнам по направлениям: стрелка вверх — удар по струнам к более тонким струнам, а стрелка вниз — удар по струнам от первой струны к басовым.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

6. Последовательная игра пальцев правой руки на одной струне.

Упражнение для правой руки №5

Как играть.

Следующее упражнение нужно играть двумя вариантами:

  1. Последовательность пальцев начинается с указательного пальца (i-m-a-m);
  2. Последовательность пальцев начинается с безымянного пальца (a-m-i-m).

Звукоизвлечение — приемом апояндо.

Большой палец правой руки на протяжении всего упражнения опирается на шестую струну.

Как считать.

Счет упражнения (каждого его такта): раз-и, два-и, три-и, четыре-и.

После полного усвоения упражнения нужно увеличить темп исполнения и поэтому счет ведите четвертными долями: раз-два-три-четыре. В этом случае на каждый счет вы должны сыграть 2 звука.

Ноты упражнения.

Упражнение 5

Важно!

Обязательно акцентируйте первый звук каждого такта упражнения (и только его!), как и указано в нотном тексте знаком > над первой нотой (в третьем такте знак акцента стоит под первой нотой).

Послушайте МИДИ упражнения.

Попробуйте сыграть упражнение на всех струнах.

Чтобы получить максимум пользы от упражнения, попробуйте сыграть его обеими вариантами на всех шести струнах. В этом нет ничего трудного, только при переходе на четвертую струну сместите опорный большой палец на деку гитары над шестой струной, на которой он находился до сих пор (и не забудьте поставить его обратно при возврате игры к третьей струне).

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Короткий этюд арпеджио 5

Учим этюд арпеджио №5

Короткий этюд арпеджио для гитары фламенко — всего 8 тактов. Но в нем несколько приемов игры, характерных для этого стиля.

Ноты и табулатура

 

Этюд для гитары фламенко

Как играть?

Восходящее арпеджио начальных тактов перемешано с элементами пульгар (игра большим пальцем) и апояндо (последние три звука двух первых тактов). Такт №3 играется только большим пальцем (пульгар) с опорой на соседние струны.

Как вариант: попробуйте сыграть такт №3 приемом пикадо пальцами i-m (вернее, ОбЯЗАТЕЛЬНО сыграйте).

В такте №7 пульгар переходит в пикадо. Сохраните при переходе с игры большого пальца на игру пикадо правильное положение кисти правой руки.

Арпеджио тактов №1-2 (до последних трех звуков) играйте тирандо (без опоры пальцев на соседние струны — пусть звуки арпеджио сливаются в аккорд).

Арпеджио с тактов №4-6 чисто смешанное, поэтому эти такты полностью играйте приемом тирандо.

Аккорд ля минор такта №8 нужно сыграть приемом арпеджиато, мягко проведя по струнам сверху вниз, начиная с пятой струны.

Постарайтесь почувствовать этюд, расставив в нем правильные акценты.

Послушайте МИДИ этюда.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

2. Малагенья Ф. Тарреги.

Франциско Таррега и фламенко.

Разберем и выучим интересную пьесу классического гитариста и педагога — Франциско Тарреги, являющегося одним из основоположников современного исполнительства на этом инструменте.

Хоть он и был классическим гитаристом, но, как настоящий испанец и композитор, не мог пройти мимо такого глубочайшего культурного наследия своей страны, каким представляется фламенко. У него имеются, конечно, сочинения на эту тему.

И одно из них — то, что мы здесь увидим. Правда, в рамках рубрики «для начинающих…» пришлось урезать большущую пьесу, исключив из нее значительную часть.  Урезанная часть не многим сложнее оставленной, но начинающему гитаристу пьеса целиком пока ни к чему. Он, скорее всего, не вытерпит доучить ее до конца, но при этом не отшлифует хотя бы одну законченную часть.

Поэтому, давайте приступать учить то, что имеется.

Малагенья Тарреги.

Малагенья для гитары

 

Рекомендации к исполнению малагеньи.

Бас пьесы большим пальцем правой руки однозначно играйте приемом апояндо (с опорой на соседнюю струну), где это возможно.

Придерживайтесь рекомендуемой аппликатуре левой руки (особенно в последних тактах пьесы).

Учите пьесу в медленном темпе под счет или с метрономом.

Прослушайте МИДИ МАЛАГЕНЬИ.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check